Наступили жаркие деньки, и все граждане с замиранием сердца уже который год подряд наблюдают поразительную закономерность: чем выше столбик термометра, тем тоньше струйка воды в кране, а жители некоторых районов города или верхних этажей вообще забывают о том, что живительной влагой можно пользоваться, повернув ручку водопроводного крана. Вода чудесным образом исчезает из наших квартир.
Как будем жить в этом году, по какому графику, и ждать ли нам этим летом тревожных вестей, мы попытались узнать непосредственно у начальника Ровеньковского департамента компании «Лугансквода» Юрия Ткачука и городского головы Александра Есенкова. На конкретный вопрос: чья у нас вода после разрыва концессионного договора с компанией «Росводоканал», и завершена ли процедура передачи имущественного комплекса компании «Лугансквода» на баланс областного совета, начальник Ровеньковского департамента отвечать отказался, переадресовав все вопросы областному руководству. Мэр города пояснил, что, насколько ему известно, процесс передачи имущества уже завершен. Как скажется смена собственника на деятельности компании, пока говорить рано, но, по информации пресс-службы облсовета, ухудшения водоснабжения не планируется: «Договор о концессии «Луганскводы» расторгнут, но предприятие продолжает работу. И не должно снижать ни качество, ни объемы услуг. Главная цель - прежняя: модернизация и развитие водопроводно-канализационного хозяйства, чтобы Луганщина и луганчане перестали, наконец, испытывать жажду».
Какой график будем нарушать 5 апреля на заседании исполкома горсовета был принят новый график подачи воды в разные районы города. Им предусматривалось, что подача будет осуществляться ежедневно, с 4 до 22 часов, в центр города, кварталы, микрорайоны Черниговский, Киевский, Алмазный, Мирный, Залесье, Валентиновку, РСШУ; в поселки - под давлением через день (полностью график опубликован в №18 «РВ»). Вроде бы, вполне приемлемые условия, но жители некоторых районов жалуются, что вода в их жилищах отсутствует. Может, мы уже перешли на летний график? Юрий Ткачук на этом же заседании исполкома уточнил, что, возможно, в жаркое время придется вводить другой, более экономный, режим подачи воды. Юрий Васильевич пояснил, что график пока никто не менял, хотя он не исключает такой возможности. Не исключено, что за основу будет взят прошлогодний «летний режим», против которого выступало общественное движение «Ровенчане». Он предусматривает подачу воды в разные районы города по часам. - Графики - это вынужденная мера, - отмечает городской голова, - у нас нет другого выхода. Как и во все предыдущие годы, виновниками перебоев в подаче воды «назначили» огородников, которые поливают свои приусадебные участки. - Зимой мы подавали в город 16 тыс. кубов воды, - отметил Юрий Ткачук, - к тому же, часть её забирали котельные, и всем хватало. Сейчас увеличили подачу на полторы тысячи кубометров, а ее нет. Куда она девается? Значит, разбирают огородники, согласился с доводами представителя водоканала городской голова. В качестве выхода из ситуации предложили ограничить подачу воды в частный сектор, только никто не сказал, как в таком случае будет взиматься плата за полив, ведь она отнюдь не маленькая. Этот вопрос так и остался без ответа. Зато Александр Есенков обнадежил: городское руководство настаивает на увеличении лимита воды до 20 тысяч кубометров в сутки. Письмо уже направлено в соответствующие службы. Но поможет ли это решить проблему? - Нет, - уверен городской голова, - окончательно вопрос с подачей воды в город можно решить, только построив второй водовод из Антрацита или Молодогвардейска. С уверенностью можно утверждать, что в ближайшие годы ситуация не изменится, поскольку в этом году из областного бюджета деньги не то что на строительство второго водовода - даже на разработку проекта не выделялись. О местных водоисточниках тоже речь не идет. Они развиваются, но только не у нас. На последней сессии областного совета КП «Рубежанское ПУВКХ», которое находится на балансе горсовета, согласовали ходатайство о пользовании недрами для разработки местного источника подземных вод. А это значит, что у города будет собственная вода. У нас же пока предлагают ограничить потребление. - Летний график будет вводиться позже, - расставил точки над «і» Юрий Ткачук, - может, пойдут дожди, может, ситуация изменится… Что же делать нам, потребителям: исправно платить за это «издевательство по утвержденному графику» (кстати, уровень платы за потребленную воду, по информации Ровеньковского департамента, составляет 88%) и уповать на милость погоды или все-таки бороться за свои права?
Власть должна контролировать «Луганскводу» - Конечно, сдаваться нельзя, - настаивает Анатолий Котелевский, секретарь движения «Ровенчане». - С произволом монополиста эффективно бороться можно и нужно, только делать это надо централизованно. Уже сейчас люди сталкиваются с тем, что график подачи воды нарушается, она должна быть, а её нет. Те, кто установил счетчик, хотя бы не будут переплачивать за недополученные кубометры, а если кто-то не смог, в силу разных причин, этого сделать, должен обратиться к диспетчеру водоканала или в исполком и сообщить, что вода по графику не подается. Только официально зафиксировав этот факт, можно настаивать на перерасчете абонентской платы. Но есть способ сделать это гораздо проще и эффективнее. Контролировать выполнение утвержденного ею же графика подачи воды должна городская власть. Механизм разработан и опробован в прошлом году. Необходимо, чтобы оператор диспетчерской службы исполкома ежедневно обзванивал информаторов, проживающих в разных районах города, и интересовался, была ли вода. Тогда можно будет объективно судить, как выполняется график, докладывать областному руководству о его нарушении и требовать перерасчета, который, по закону, обязан производиться автоматически, в случае предоставления коммунальной услуги не в полном объеме. Самое важное, городское руководство обязано знать, сколько кубометров воды фактически подается в город. У меня возникают большие сомнения насчет того, что мы в действительности получаем заявленные десятки тысяч кубов. В прошлом году мы совместно с представителями исполкома писали письма с просьбой разрешить доступ на ВУ «Курган», чтобы контролировать фактический объем поступающей воды, но концессионеры нам отказали, сославшись на то, что это режимный объект, доступ на который запрещен. Поскольку в этом году имущество «Луганскводы» уже передано в коммунальную собственность областной громады, я думаю, что надо ходатайствовать перед облсоветом и руководством компании о разрешении представителям УЖКХ контролировать поступление воды в город, тогда можно будет делать выводы и о разборе, и о потерях.
И еще раз о поливе и колодцах… Анатолий Котелевский также обратил внимание жителей частного сектора на некоторые, ставшие актуальными в последнее время, вопросы взаимоотношений с водоканалом: - В Ровеньковском горводоканале давно висит объявление следующего содержания: «К сведению абонентов! Техпаспорт на домостроение является основанием для определения размера поливной площади». Это абсолютно незаконное требование, поскольку ни в одном законе или постановлении Кабмина Украины никогда не было указания с такой формулировкой! Горводоканал ссылается на письмо какого-то Киевского института жилищно-коммунального хозяйства, в котором дано такое «разъяснение», но институт не является законотворческим органом, и его выводы не могут считаться законодательным актом. В договорах, заключаемых Ровеньковским департаментом с абонентами, в п. 2.5, после слов «площадь зеленых насаждений сада, огорода», необоснованно указанно: «согласно техпаспорту на дом». Но в Типовом договоре, утвержденном постановлением Кабинета министров Украины от 21 июля 2005 г. №630, в п. 3.2 указано: «...площадь зеленых насаждений, сада, огорода (для собственников домов усадебного типа) в кв. м». То есть в каждом договоре собственник дома должен указать площадь, которую он будет засаживать и, соответственно, поливать. Плата за полив должна браться, исходя из этих данных, причем собственник имеет право ежегодно менять размер поливной площади или заключая новый договор, или, что удобнее обеим сторонам, написав перед началом поливного сезона соответствующее заявление. 11 ноября 2012 г. в адрес Луганского отделения АМКУ и руководства ООО «Лугансквода» было направлено обращение городского головы А. Есенкова с требованием привести договоры с потребителями в соответствие с Типовым положением. Мы уверены, что все-таки заставим монополистов выполнять закон. И еще один злободневный вопрос. Наш горводоканал опять начал незаконно заставлять жителей частного сектора рыть новые колодцы для водомеров в другом месте двора, несмотря на наличие уже оборудованных узлов учета воды. Компания заинтересована в этом процессе, так как выдает жителям техусловия на оборудование новых колодцев и требует плату за это - 60 грн. Как говорится, «с миру по нитке...», а горводоканалу - тысячи гривен ни за что. И это несмотря на то, что после жалоб тысяч потребителей во все органы власти, еще в 2008 г. (с момента прихода концессионера), ООО «Лугансквода» вынуждено было признать эти требования незаконными. В официальном письме на фирменном бланке ООО «Лугансквода» сказано, что «требования к абонентам по переносу приборов учета воды на место врезки временно приостановлены, до получения разъяснений по данному вопросу Министерства жилищно-коммунального хозяйства и Министерства юстиции Украины. Вы можете временно, до проведения следующей поверки, установить прибор учета в месте расположения существующего узла учета воды». Прокурор г. Ровеньки своим письмом от 28.12.2009 г. сообщил, что «в соответствии с приказом генерального директора ООО «Лугансквода» от 30.11.2009 г. требования насчет переноса приборов учета до точки балансового размежевания абонентам, которые проживают в частном секторе, отменены до особого распоряжения». Об этом же сказано и в письме государственной жилищно-коммунальной инспекции Минжилхоза Украины от 7.04.2010 г. №23/2387 в адрес Ровеньковского городского общественно-патриотического движения «Ровенчане». До настоящего времени никаких разъяснений от Минжилхоза и Минюста Украины так и не поступило, то есть приостановка требований по переносу узлов учета на место врезки остается в силе. Городской голова А. Есенков направил письмо генеральному директору ООО «Лугансквода» С. Махуренко с требованием обязать руководителя Ровеньковского департамента выполнять приказы и законы. Мы еще раз убедительно обращаемся к жителям нашего города и прилегающих поселков. С началом поливного сезона известите горводоканал о своем намерении поливать определенную площадь заявлением, написанном в двух экземплярах. Не ройте новых колодцев для водомеров при наличии уже существующего узла учета воды на своем участке, где бы он ни находился. Основанием для этого служит вышеуказанный приказ гендиректора ООО «Лугансквода» от 30 ноября 2009 г.